Комплексный краеведческий проект
"Разработка историко-географического атласа Вятскополянского района Кировской области"
Цель: создать региональное учебное пособие по истории, географии и краеведению.
Исполнители проекта:
члены школьной кафедры краеведения МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Вятские Поляны. Руководитель и автор проекта – Слесарев Владимир Александрович, учитель-краевед, зав. кафедрой.
Участники проекта:
учащиеся школ города Вятские Поляны и Вятскополянского района Кировской области (возможно как индивидуальное участие, так и работа групп юных исследователей вместе с педагогом-куратором).
Содержательные сегменты проекта:
- разработка тематических карт для атласа:
- административная карта;
- демографическая карта;
- физическая карта;
- карта растительности;
- карта полезных ископаемых;
- археологическая карта;
- карта событий Гражданской войны 1918-1919 гг. на территории Малмыжского уезда;
- карта "Вятскополянский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."
- карты культовых объектов (храмы Вятскополянского района; культовые объекты малых форм);
- карта-схема города Вятские Поляны;
- карта-схема города Сосновка;
- карта-схема посёлка Красная Поляна
и др.
- подготовка текстовых описаний к этим картам;
- подготовка иллюстраций, фотографий объектов, нанесённых на карту.
Основные направления деятельности в рамках сетевого проекта:
- сетевое дистанционное обучение участников проекта методике учебно-исследовательской деятельности;
- методические консультации и обучение для кураторов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
- поисковая деятельность участников проекта по сбору данных;
- обработка результатов поиска, оформление работ, подготовка текстовых описаний и карт;
- участие в городском, районном и областном конкурсах исследовательских работ школьников по краеведению;
- подготовка материалов к изданию в качестве атласа.
Стартовые условия и предпосылки для запуска сетевого проекта:
Работа по созданию атласа в МОУ СОШ № 3 с УИОП уже ведётся третий год в рамках школьного научного общества учащихся. За это время разработана топографическая основа для карт атласа, выработаны единые требования к оформлению карт, их тестовому сопровождению и к иллюстрациям. Уже разработаны археологическая и демографическая карты, карты культовых объектов, которые отмечены дипломами II степени в областном смотре исследовательских работ школьников по краеведению. Отдельными учащимися школы ведётся работа над административной, геологической картами, картой Гражданской войны.
В школе сложилась группа педагогов-единомышленников, которые в рамках школьной кафедры краеведения руководят проектной исследовательской деятельностью учащихся.
Реализация сетевого проекта, привлечение юных исследователей других школ позволяет ускорить работу над атласом, особенно над теми картами, разработка которых предполагает полевой поиск данных, экспедиционное изучение объектов (карты Сосновки, Красной Поляны, карта растительности, гидрологическая карта, карта полезных ископаемых и др.).
«Жанр» проекта (разработка тематических карт) предполагает достижение максимальной полноты данных (должны быть учтены все имеющиеся объекты), что облегчается при сетевом взаимодействии юных исследователей из разных мест.
Формы взаимодействия участников проекта:
- сетевое общение через сайт школы № 3 и e-mail (общие консультации, обмен данными, координация работы);
- посещение элективных курсов на базе МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Вятские Поляны во время каникул, индивидуальные консультации (на договорной основе).
Принципы договорных отношений между участниками проекта:
- предоставление издательских прав организатору проекта – МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Вятские Поляны;
- соблюдение авторских прав участников проекта;
- выплата авторам вознаграждения в виде гонораров (или в виде бесплатных авторских экземпляров атласа);
Этапы осуществления проекта:
Стратегия реализации проектных задач предполагает:
- параллельное ведение работ по всем направлениям проектного замысла:
- запуск системы дистанционного обучения;
- интеграцию данного проекта с другими проектами, реализуемыми в школе;
- распределение всей проектной работы на три этапа и определение промежуточных результатов.
- 1 этап. Запуск проекта
- Публикация основных идей и тем проекта на сайте средней школы № 3.
- Помещение информации о проекте на страницах районной газеты «Вятско-Полянская правда».
- Ознакомление с проектом заместителей директоров школ, организаторов туристско-краеведческой работы на семинаре, посвящённом проблемам толерантного воспитания (на базе МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Вятские Поляны).
- Формирование групп, определение кураторов.
- Телеконференция по проблемам проектной работы на сайте средней школы № 3.
- Выдача заданий на лето.
- Планируемый результат: сформированные творческие группы по отдельным предметам исследования.
- 2 этап. Поисковая работа, накопление данных
- Экспедиционная, полевая работа по сбору информации на базе профильных летних лагерей
- Осмотр и фиксирование объектов на фото и видео. Разработка вопросников для опроса населения. Составление картотеки объектов, которые предстоит нанести на карту.
- Обучение методике поисковой работы и способам фиксации данных – индивидуальные и групповые консультации.
- Телеконференция по итогам летней экспедиционной работы на форуме сайта средней школы № 3.
- Планируемый результат: картотека объектов для картографирования, фонд полевых материалов (отчёты экспедиционной, поисковой работы, мемораты, аудио- и видеозаписи, фотографии).
- 3 этап. Обработка данных, оформление результатов поисковой работы
- Систематизация собранных данных.
- Совершение однодневных походов для получения недостающих сведений.
- Оформление информации в текстовом виде (по требованиям, предъявляемым к исследовательским работам школьников).
- Ознакомление участников проекта с Положением об областном конкурсе исследовательских работ школьников по краеведению.
- Оформление карт.
- Подготовка материалов проектной деятельности к публикации.
- Планируемый результат: свёрстанный материал в электронном виде для распечатки атласа.