Оглавление

 

1. Введение.........................................................................................................................3

2. Основная часть

    2.1. Источники и материалы исследования............................................................... 5

2.2. Методика исследования........................................................................................ 6

    2.3. «Не могу молчать»

       2.3.1. Биографические сведения............................................................................... 7

       2.3.2. Общая характеристика творческого наследия

                2.3.2.1. Самиздатовские работы..................................................................... 12

                      «Варфоломеевская ночь, продолжавшаяся пять лет».............................. 12

                      «Причины и следствия. (Очерки из истории КПСС)»........................... 14

                      «Наше мнение»........................................................................................... 14

                      «Путь к истине».......................................................................................... 16

                2.3.2.2. В городе Вятские Поляны. Газета «Глас».......................................... 16

                2.3.2.3. Газета «Вятские Поляны: Документы, факты, комментарии»......... 17

3. Заключение................................................................................................................... 20

4. Список источников.......................................................................................................21

5. Приложения

       Переписка Климовой А.Г. с Андреевым С.Ю........................................................ 24

 

1. Введение

 

*  *  *

В России любое великое достижение

и великая личность должны пройти через

горнило глумления, отрицания и непризнания.

Н.К. Рерих.

 

Такова уж особенность России, что многое у нас видится только на расстоянии, всё измеряется годами. Современный интерес к новейшей истории пробудился из понимания того, как мало, ущербно и извращено наше знание истории в пределах даже ещё живущего поколения.

Хотя главные баталии, диспуты и разоблачения происходили в конце 1980-х – начале 1990-х г.г., но и в наши дни не прекращается процесс изучения и переоценки событий истории России ХХ века, и сейчас можно наблюдать интерес как к самой системе социализма с её экспериментами над людьми, так и её наиболее яркому проявлению в виде репрессий, начиная с самого становления власти большевиков и до крушения коммунистической идеологии, как неоспоримой истины, праведности и правильности жизни. Как в начале XIX века, когда Россия, победив Наполеона, испытала неодолимую потребность осознать свой исторический путь, понять, что в нём было прогрессивного и что тормозящего, так и теперь без анализа достижений и ошибок немыслимо правильное понимание будущего нашей страны, а также её положения в настоящем.

Одной из актуальных проблем является взаимоотношение личности и власти. Меня заинтересовало, как возникают в обществе оппозиционные идеи, какова роль инакомыслия в жизни конкретного человека.

Система власти в нашей стране еще совсем недавно не терпела отклонений от заданного курса, инакомыслие наказывалось. Но даже в рамках этой системы находились люди, которые не могли молчать и поднимали острейшие проблемы прошлого и настоящего. Кардинальные изменения в обществе, которые произошли в нашей стране в конце ХХ столетия, имели под собой идейную основу, которая каким-то образом проявляла себя, развивалась, вызревала в умах конкретных людей. Когда в стране началась перестройка, была провозглашена гласность, эти люди стали рупором новых идей, борцами за их реализацию.

В число таких борцов за истину можно включить и Анну Григорьевну Климову – журналиста, писателя, учителя. Она одна из первых в нашей стране обратилась к переосмыслению деятельности руководящей партии, одна из первых в Кировской области в период перестройки открыто заявила о своих убеждениях, оказала очень сильное влияние на общественно-политическую жизнь нашего города Вятские Поляны, используя, как трибуну, страницы независимой газеты.

Известно мало фактов из её непростой биографии, о её жизни и творчестве никто никогда не писал. Но живы люди, знавшие её, общавшиеся с ней, есть номера газет, издававшихся журналисткой. Исследование жизни и творчества Анны Климовой было начато по просьбе её близкого друга - Алексия Сухих, настоятеля Никольского собора города Вятские Поляны. Он попросил разобрать часть творческого архива, который остался после её кончины.

Выбрав объектом изучения многогранную личность Климовой А.Г., в данной работе мы делаем акцент на раскрытии её как исследователя, прежде всего как талантливого историка и публициста. С этой стороны она была известна немногим – лишь тем, кто имел возможность ознакомиться с её рукописями в самиздате, кто знал её близко и разделял её взгляды. К сожалению, в советский период она не успела широко опубликовать свои научные изыскания, хотя боролась с системой всеми доступными ей методами, пытаясь открыть глаза людям, что живут они не по-человечески, не по-божески.

Предметом исследования является, прежде всего, творческая деятельность Климовой А.Г., нашедшая отражение в её статьях, письмах, рукописях.

Практическая значимость нашего исследовательского проекта заключается в том, чтобы донести имеющиеся работы Климовой до общественности, ведь долгое время большинство ее взглядов не было широко известно. Работа направлена на привлечение внимания исследователей, изучающих инакомыслие в Кировской области, к архиву Климовой А.Г.

Неблизкая цель видится в сохранении доброго имени Анны Григорьевны для потомков.

Данное исследование было начато в 2002 году и решало ряд задач:

- раскрыть неизвестные страницы биографии Анны Климовой;

- ознакомиться с публикациями, автором которых была А.Г. Климова;

- начать изучение творческого архива журналиста-исследователя;

- дать общую характеристику творческого наследия А.Г. Климовой;

- изучить издательскую деятельность А.Г. Климовой в годы перестройки.

Необходимость проводимого исследования вытекает из отсутствия опубликованных данных по этой теме, из потребности в обработке творческого архива Анны Климовой.

 

2. Основная часть

 

2.1. Источники и материалы исследования

 

При выполнении данной работы использованы не все материалы Анны Климовой, так как некоторое время назад большая часть ее архива, в виде статей, была отвезена протоиереем Алексием Сухих в город Киров и сдана в Государственный архив Кировской области (ГАКО). Там теперь есть отдельный фонд, фонд Климовой.

Алексий Сухих предоставил для исследования фонд с материалами работ Климовой, который хранится в его краеведческом архиве. Эти материалы представляют собой собрание машинописных текстов, набранных Анной Григорьевной. Данные тексты (рассматриваемые нами на правах рукописи) она была вынуждена скрывать, тщательно прятать по знакомым, друзьям. Только после её смерти удалось собрать в одном месте творческий архив журналиста-исследователя. В него входят работы, явившиеся итогом всей её жизни и творчества:

1. Варфоломеевская ночь, продолжавшаяся пять лет (Хронологические заметки из отечественной истории).

2. Причины и следствия (Очерки из истории КПСС).

3. Наше мнение (Материал для размышления).

4. Путь к истине.

Последняя работа является автобиографичной. Все перечисленные работы выходили в городе Ленинграде в самиздате.

При исследовании была задействована часть переписки Анны Григорьевны, семейный архив её сестры, документы с последних мест работы. Найдены ряд статей, которые написаны Климовой в «Учительской газете».

Важным источником явились материалы газет периода перестройки – «Вятские Поляны», «Глас», издававшихся Анной Климовой в нашем Вятскополянском районе. Неоценимую помощь при этом оказала Вятскополянская центральная районная библиотека, предоставившая все номера газеты Анны Григорьевны.

При изучении вятскополянского периода жизни Климовой использованы также воспоминания родственников, друзей, единомышленников и людей, которым она оказывала помощь словом и делом.

 

2.2. Методика исследования

 

В ходе исследования, на первом этапе, вёлся сбор сведений по биографии Климовой. Было использовано личное дело Анны Григорьевны, откуда взяты анкетные данные. Отдельные факты биографии уточнялись в ходе бесед с родственниками, людьми, знавшими её и работавшими вместе с ней. Большинство бесед проводилось в форме интервью. В ходе бесед выяснялись основные черты характера Климовой, её жизненные принципы.

Фотографии, некоторые личные документы, грамоты были любезно предоставлены для сканирования сестрой Анны Григорьевны, которая проживает в Вятских Полянах вместе с дочерью.

Чтобы раскрыть спектр интересов Анны Григорьевны, её творческую лабораторию, была просмотрена личная библиотека исследовательницы, которая сейчас находится у сестры. При этом был составлен библиографический список книг, которые она использовала.

Проанализирована часть переписки Климовой с единомышленниками.

Были просмотрены и проанализированы материалы творческого архива Климовой А.Г., предоставленные отцом Алексием Сухих. При анализе содержания работ оценивалась историческая обстановка, в которой они создавались, их возможный общественный резонанс, учитывалась актуальность поднятых тем для сегодняшнего времени.

При раскрытии деятельности Климовой, как издателя газеты, анализировались её политические взгляды, их отражение в содержании газеты. При этом просмотрены все номера, которые были напечатаны. Оценивалось воздействие газеты на умы людей.

Таким образом, при подготовке данной работы использованы следующие методы исследования:

-   экспедиционный сбор материала в ходе встреч с людьми, которые проживают на территории Вятскополянского района Кировской области (анкетирование, интервьюирование, беседы, сканирование и копирование документов);

-   просмотр, анализ содержания и составление библиографической картотеки публикаций Климовой А.Г. в периодической печати (работа в библиотеке);

-   анализ, систематизация материалов из краеведческого архива Алексия Сухих, творческого архива Климовой А.Г., её личной библиотеки, семейного архива Климовых (составление библиографии, реферирование, конспектирование работ);

-   обобщение материалов издательской деятельности Климовой А.Г. в годы перестройки (составление библиографического обзора статей в газетах, которые она редактировала).

 

2.3. «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!»

 

2.3.1. Биографические сведения

 

Климова Анна Григорьевна происходила из семьи зажиточных крестьян, проживавшей в деревне Яналка (ныне Кизнерский район республики Удмуртия). Родители: Григорий Григорьевич и Мария Дмитриевна Климовы. Старшая сестра Любовь Григорьевна, 1926 года рождения.

Мария Дмитриевна очень заботилась о благополучии семьи, была мудрой, любящей матерью и женой. Отец, Григорий Григорьевич, считался человеком умным, думающим, разбиравшимся в народной медицине.

Когда в Яналке стала проводиться коллективизация, Климов Г.Г. решил переместиться со своей семьёй и имуществом за Северный Урал в надежде избежать раскулачивания, но в пути они были сняты с поезда, всё имущество было отобрано, вплоть до детских валеночек. После этого семья вернулась в родную деревню Яналку. К этому времени в деревне уже были лишены имущества 107 хозяйств.

После приезда Климовым было очень трудно. В колхоз забрали двух коров, двух лошадей; были отравлены свиньи. Скота в хозяйстве Григория Григорьевича не осталось, а в колхоз его не пускали. Острая нужда посетила семью.

Впоследствии Анна Григорьевна посвятила немало времени изучению вопроса коллективизации, считая её трагедией в жизни крестьянина-труженика.

В 1929 году Григорий Климов, работая на лесоповале, поранил руку, получил заражение крови и умер. В это время, 27 января, рождается вторая дочь – Анна. Мария Дмитриевна осталась одна, с двумя дочками, без кормильца. Именно ради будущего своих детей она решается выйти замуж во второй раз.

1934 год


Отчима Анны и Любы звали Иван Головизнин. Это был человек, по характеру совершенно противоположный первому мужу. Мария Дмитриевна его никогда не любила и терпела ради девочек. После того, как дочери повзрослели, она разошлась с ним.

В 1934 г. семья переезжает на станцию Кизнер. Здесь Анна поступила в школу. К этому времени она уже два года умела читать. В чтении ей был интересен сам процесс, а не содержание, так как первыми азбуками девочки были газеты. В течение всех лет учёбы она была одной из лучших учениц. В начальных классах в её табеле мы видим только отличные оценки. В старших классах у неё стали проявляться гуманитарные наклонности. Она много читала, никогда не ограничиваясь рамками школьной программы, перечитав всю сельскую библиотеку. Уже тогда она приобрела навык очень быстрого чтения. На уроках могла вступить в спор с учителями и доказать свою правоту. Ещё учась в школе, Анна приобрела уважение своих односельчан, которые часто обращались к ней за советом, как к человеку грамотному и знающему.

После окончания школы в 1947 году семнадцатилетняя девушка пыталась поступить в Одесское мореходное училище, но не прошла медкомиссию (из-за зрения). В этом же году она подала документы в Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева и поступила на первый курс. Однако учёба не заладилась. По состоянию здоровья через год её исключили из числа студентов.

В 1948 году Климова А.Г. успешно сдала экзамены на юридический факультет Казанского государственного университета. Но снова вынуждена бросить учёбу из-за здоровья (начинает проявлять себя язва желудка).

1934 год

Вернувшись домой, в 1949 году девушка поступила на краткосрочные учительские курсы и уже осенью начала работать учительницей начальных классов на станции Люга. С 1950 по 1956 годы она жила на станции Кизнер. В этот период она вступила в партию, работала в райкоме комсомола (вторым, затем первым секретарём), избиралась депутатом районного совета, вела пропагандистскую работу, в течение трёх лет работала в редакции районной газеты (ответственным секретарём и редактором). За несгибаемую позицию и принципиальность Климовой пророчили в это время блистательную политическую карьеру.

Переломный момент наступил в 1956 году, когда на ХХ съезде КПСС был зачитан разоблачающий доклад о культе личности Сталина, и Климова увидела истинное лицо Вождя народов. В этом году Анна Григорьевна поступила в Московский Государственный Университет имени Ломоносова (МГУ) на факультет журналистики. Попав в столичную среду, она оказывается вовлечённой в обсуждения и полемику того времени. У неё начинаются сомнения и искания. Вопросы политического устройства страны будут её занимать все последующие годы.

Учась в МГУ, Анна Климова вместе с однокурсниками приняла участие в освоении целины, работала там поварихой. Впоследствии была награждена медалью «За освоение целинных и залежных земель» (в 1957 г.).

Во время учёбы в МГУ

В 1959 году Климова А.Г. была вынуждена по состоянию здоровья (выявился туберкулёз) и из-за материальных затруднений перейти на заочное обучение. Она возвратилась на прежнее место работы, в редакцию Кизнерской районной газеты.

В 1962 г. Климова закончила обучение в МГУ, получив специальность литературного сотрудника газеты. После окончания университета попала в Пермскую область, г. Березники. Но ввиду неподходящего её здоровью климата она пробыла там недолго и возвратилась на полгода в Удмуртию, в поселок Ува, ответственным секретарём районной газеты.

С января 1963 года Анна Климова уже являлась литературным сотрудником заводской многотиражки «Рабочая трибуна» в Вятских Полянах.

Летом 1963 года она переехала в город Рязань и оставалась там до августа 1967 года; первоначально занимая должность литературного сотрудника областной газеты «Приокская правда», а затем ответственного секретаря многотиражки пединститута. Здесь Климова живо откликается на политические события, пишет на международные темы, большое внимание уделяет вьетнамским событиям (в 1964 году началась агрессия США во Вьетнаме, длившаяся до 1975 года). У Анны Григорьевны появляется много знакомых вьетнамцев, и её в 1968 году даже наградили почётной грамотой Рязанского городского отделения Общества советско-вьетнамской дружбы. Вскоре молодую журналистку многотиражки «Педагогическая смена» заметили в Москве и пригласили в «Учительскую газету».

С 1967 по 1970 годы Климова А.Г. была литсотрудником «Учительской газеты». Именно на этом месте работы Анна Григорьевна много ездила по стране, имела возможность видеть проблемы воочию. Она пыталась понять, что же происходит в стране и в партии, и с каждым годом отвращение к системе только нарастало, хотя Климова никогда не переставала верить в марксизм и Ленина, она не озлобилась, не потеряла уверенности в том, что человеческие принципы нравственности всё-таки восторжествуют.

После наступившей на непродолжительное время после 1957 года «оттепели» в это время снова усиливается идеологический контроль партии и государства. В 1967 году для борьбы с инакомыслящими создано пятое управление КГБ. Усиливается цензура.

Статьи Климовой, опубликованные в «Учительской газете», были меткими, показывали суть проблемы. В содержании её статей и в её устных высказываниях всё больше проявлялась непримиримость к недостаткам существующего положения в стране. Нередко в газетах, где работала журналистка, жёсткая цензура не давала ей открыто изобличать недостатки правящей партии. Кроме того, все газеты подтасовывали факты, создавая в стране иллюзию благополучия.

В 1970 году на одном из партсобраний сотрудников газеты Климова А.Г. высказалась резко по работе газеты, связав это с политическим строем в стране. После собрания 7 июня 1970 года журналистка с 20-летним партийным стажем была исключена из партии с формулировкой за «убеждения, не соответствующие пребыванию в членах КПСС».

После исключения из партии от Климовой отвернулись даже друзья, без партбилета она была словно прокажённой. Журналистка не могла больше работать по специальности, не могла печататься в газетах. Анна Григорьевна осталась в Москве одна, была вынуждена ютиться в коммуналке, испытывая очень сильные финансовые затруднения, долго искала работу, пыталась устроиться во многие места, но её нигде не принимали. Наконец, она была принята на должность инженера по труду и заработной плате. Будучи в Москве до июня 1975 года, она также работала старшим инженером-экономистом, экономистом, а затем библиотекарем.

Оказавшись на производстве, Климова не прекращает писать. В поле её зрения оказываются социально-экономические проблемы общества и система его управления. Она начинает подходить к этим проблемам как исследователь, ищет первопричины в истории страны. Климова обращается к сталинским репрессиям 1934-1939 годов, задумав книгу «Варфоломеевская ночь, продолжавшаяся пять лет». Возможно, в процессе работы над книгой у неё рождается мысль о том, что марксизм нужно развивать и в теории, и на практике. Своими мыслями она пытается поделиться с некоторыми учёными-философами, но радикальность её взглядов всех пугает. Не имея возможности опубликовать свои идеи, она распечатывает свои рукописи на машинке, и вскоре они начинают распространяться среди читателей самиздата.

Суть исканий Климовой становится ясной при прочтении её автобиографической повести под названием «Путь к истине». Через повествование о судьбе Веры Павловны Анна Григорьевна рассказывает о СВОИХ поисках и метаниях.

В 1975 году Климова А.Г. произвела квартирный обмен и поселилась в Казани, чтобы приблизиться к родным, живущим в городе Вятские Поляны. В казанский период она сменила много мест работы: от библиотекаря до работницы парфюмерной фабрики. Перед уходом на пенсию работала киоскёром агентства «Союзпечать». Даже находясь на такой должности, она стремилась улучшить мир вокруг себя, внося свои предложения.

Из воспоминаний племянницы Ольги, которая в то время училась в Казани и жила вместе с Анной Григорьевной:

«Когда я захотела поступить на исторический факультет, то тётя отговорила меня, ссылаясь на своё прошлое. Поэтому я поступила на фармацевта.

Жили мы по-спартански. Моя тётя была очень неприхотлива во всём: в быту, в еде, в одежде. Из обстановки в доме было только необходимое. На стене в комнате Анны Григорьевны висел огромный портрет Ленина, выполненный в карандаше».

С 1 февраля 1984 года Климова А.Г. вышла на пенсию.

В Вятских Полянах, 1987 год


В 1986 году она переехала в город Вятские Поляны. Это время совпадает с началом перестройки. Анна Григорьевна подрабатывает на телеграфной станции, разнося телеграммы. Знакомится с городом, ищет единомышленников. Из неотправленного письма Анны Климовой (сентябрь 1988 г.):

«… Этими проблемами занимаюсь давно, а словом перекинуться не с кем: есть великолепные умницы, но узкие специалисты – историки, экономисты, философы, чистые управленцы и т.д. Да плюс к этому ещё зазнайства больше, чем требуется для колорита. Начну говорить, а они мне… Да ведь нужно, чтобы люди не испугались риска потратить жизнь не на «то»!».

В июле 1990 года принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который дал всем право учреждать свои средства массовой информации.

С октября 1990 года по февраль 1991 года Климова А.Г. принимает активное участие в подготовке номеров независимой газеты «Глас» (учредитель – рабочий машстройзавода Машкин В.Г.). Это первая газета в Кировской области периода перестройки, издававшаяся частным лицом. Газета печаталась на четырёх страницах в типографии посёлка Кукмор (республика Татарстан). Тираж менялся: от 1 до 2,5 тысячи экземпляров. Климова была ответственным редактором первых двух номеров. Начиная с третьего номера к редактированию подключился сам Машкин В.Г., а Анна Григорьевна стала выполнять обязанности ответственного секретаря газеты. Вскоре между ними возникли разногласия по поводу содержания газеты, и Климова отказалась от дальнейшего сотрудничества. После её ухода последние два номера газеты «Глас» (10-й и 11-й) редактировал А. Вотинцев. В мае 1991 года газета прекратила своё существование, не успев даже известить об этом читателей.

Сразу после ухода из газеты «Глас» пенсионерка-журналистка с 5 апреля 1991 года начинает издавать в Вятскополянской типографии свою газету «Вятские Поляны: Документы, факты, комментарии». Климова была на сей раз учредителем и редактором новой городской независимой газеты: она издавалась на личные сбережения журналистки. Газета распространялась через сеть розничной торговли, в газетных киосках.

Общественно-политическая деятельность Анны Григорьевны не ограничивалась изданием собственной газеты, она была одним из активнейших участников читательского клуба «Собеседник» при центральной районной библиотеке. Она часто предлагала темы для обсуждений, руководила дискуссиями. Многие её предсказания об обстановке в стране впоследствии сбылись. Вокруг Анны Климовой постепенно стал складываться круг единомышленников, который был одним из интеллектуальных очагов города. В это время оживилась её переписка со многими людьми. С ней советовались депутаты, она включается в обсуждение их политических программ. Во время первой предвыборной кампании Климова А.Г. вела агитационную работу в поддержку Б.Н. Ельцина на пост президента.

К Климовой тянутся люди за советом и помощью, видя в ней компетентного человека.

После некоторых статей, разоблачающих руководство завода, Анна Григорьевна стала ощущать противодействие со стороны типографий. Газета «Вятские Поляны» издавалась с 5-го апреля 1991 по 4 марта 1992 года. В свет вышло всего 14 номеров в 1991 году и лишь 2 в 1992 году, но каждый номер для изголодавшейся по правде общественности был открытием, вызывая бурные споры.

Заниматься издательской деятельностью в условиях зарождающегося рынка, будь ты хоть семи пядей во лбу, чрезвычайно сложно. Выжить без спонсоров газете, рассчитанной на жителей малого города, совершенно невозможно. Поэтому издание газеты было заранее обречено на вымирание. Газету «Вятские Поляны» постигла такая же участь, как и её предшественника, газету «Глас»: она прекратила своё существование без предварительного извещения читателей.

Говоря о личной жизни Анны Григорьевны Климовой, следует сказать, что она никогда не была замужем и не имела детей. Она всю себя посвятила своим идеалам и стремлениям. По мнению многих, знавших Климову, она была коммунисткой в высшем смысле этого слова. Была очень правдива и честна. Увлекалась искусством и художественной литературой.

Из дневника Климовой А.Г.:

«7 марта 1989 г.

От природы я человек любознательный, спектр интересов так широк, что я его не исчерпаю и в малой доле. Меня интересовало и продолжает интересовать буквально всё: нет такого предмета, явления, человека, который бы меня не интересовал […] К каждому предмету, явлению, человеку я подхожу первоначально только доброжелательно. Потом отношение может измениться, но первоначально только доброжелательно. Доброжелательность объясняется желанием понять. Но, возможно, доброжелательность объясняется врождённым оптимистическим взглядом на мир. А может быть, доброжелательность происходит от неугасающей любознательности. В мои годы, кажется, человек должен, скажем, к любому человеку подходить настороженно. У меня этого до сих пор нет: как в детстве и молодости подхожу с открытой душой!»[5].

На склоне лет Анна Григорьевна приобрела садовый участок и решила его обустроить. Но не рассчитала свои силы. Тяжёлый физический труд окончательно подорвал её здоровье. В последние три года она сильно болела, часто была прикована к постели и лежала в больнице.

Умерла Анна Климова 18 ноября 1995 года. Незадолго до своей кончины она выразила желание, чтобы её похоронили по-христиански, но просила не надевать на неё головного убора – платка. Что и было исполнено. Отпевание было совершено в день её погребения.

Мать А.Г. Климовой, Мария Дмитриевна, пережила дочь на год, скончавшись в 1996 году.

 

2.3.2. Общая характеристика творческого наследия Анны Климовой

 

2.3.2.1. Самиздатовские работы

 

До нас дошли 4 работы А.Г. Климовой в рукописи. Она сама хотела назвать, объединив эти работы вместе, романом «Моё мнение». Они не издавались типографским способом, но, начиная с 1975 года, эти рукописи выходили в самиздате и имели читателей в городах Ленинграде, Ижевске, Казани, Вятских Полянах.

«Варфоломеевская ночь, продолжавшаяся пять лет (Хронологические заметки по отечественной истории)»

В этой исторической работе, которая писалась с 1971 по январь 1975 г., Анна Григорьевна рассказывает о событиях, начиная с 1 декабря 1934 года по 31 декабря 1939 года, произошедших в стране во время разгула политических репрессий. Эта историческая повесть в некоторых письмах автором упоминается под названием «Сталинская ночь». Повесть ценна тем, что Анна Григорьевна использовала в ней факты, которые печатались в официальной прессе, ведь архивы в то время были недоступны для исследователя. Каждый вывод в её работе сопровождается ссылкой на конкретную публикацию, и пытливый читатель всегда может убедиться в её правоте.

Впечатляет обширный перечень источников, использованных при написании работы: номера газет «Правда», «Комсомольская правда», «Литературной газеты», журналов «Большевик», «Партийное строительство», Советская историческая энциклопедия, Стенографические отчеты XVIII, XXII съездов КПСС, сборники очерков по истории областных и республиканских компартий, сборники «КПСС в постановлениях и резолюциях», материалы Всесоюзного совещания историков 1964 г., работы И.В. Сталина и В.И. Ленина, ряд книг о репрессированных военачальниках и политических деятелях, которые выходили в начале 60-х годов ХХ века в серии «Жизнь замечательных людей».

Объединив все эти публикации в единую работу, Анна Григорьевна показала процесс уничтожения лучших людей страны по указанию Сталина. То, что мы сейчас читаем в фундаментальных работах о Сталине и о том времени (например, Д. Волкогонов «Сталин», Антонов-Овсеенко «Театр Иосифа Сталина», Э. Радзинский «Сталин», Л.Д. Троцкий «О Сталине», Б. Сопельняк «Смерть в рассрочку» и др.), – одной из первых литературным языком поведала Климова А.Г.

У Анны Григорьевны было свое видение проблемы сталинских репрессий. Выстраивая последовательно цепочку событий, она пытается выявить их взаимосвязь, логическую подоплёку, дать им объяснение. 30-е годы интересуют исследовательницу не случайно. Она уверена, что в этот период происходило становление и утверждение политической системы Советского Союза, основанной на культе личности, господстве бюрократического аппарата.

Климову А.Г. мучает вопрос, который остаётся открытым по сей день: почему на судебных процессах люди, знавшие царские тюрьмы, прошедшие путь профессиональных революционеров, по всем сфабрикованным обвинениям давали признательные показания? И высказывает такое предположение:

«[…] несмотря ни на что люди не были сломлены. Все их «признания» - не следствие морального падения, а следствие необычайной высоты их духа, их нравственности, их самоотверженности, их преданности идее. Использовав все способы борьбы против надвигающегося культа Сталина, против угрозы крайней бюрократизации управления государством, потеряв свободу и таким образом вообще потеряв возможность борьбы, эти люди пошли на крайний шаг – признание своей «вины». Хорошо образованные марксисты, они отлично понимали, что главное – принадлежность собственности государству, что принципиального обратного хода история уже не может сделать. Даже при самом диком культе Сталина, даже при всех крайностях бюрократизации системы частная собственность на средства производства уже не вернётся. Конечно, тот путь развития общества, который предлагали бухаринцы, был бы менее болезненным для народа, мог бы обеспечить более быстрый подъём экономики страны. Но если уж так получилось, что победил Сталин, то нужно сделать всё, чтобы не посеять в народе сомнение в правильности политики партии, в целесообразности Октябрьской революции. Пусть они пока останутся в памяти народа его врагами. Придёт время – история всё расставит по своим местам… Заговор в пользу Сталина!»

Отрывки из повести начали печататься Климовой А.Г. в 1991 году, в газете «Вятские Поляны» (в номерах 13, 14 за 1991 г. и 1, 2 за 1992 г.), под названием «Большевики». Но из-за прекращения выпуска газеты эта публикация не была доведена до конца.

«Причины и следствия. (Очерки из истории КПСС)»

В исследовательской работе «Причины и следствия. Очерки из истории КПСС», писавшейся с января 1972 г. по 1975 г., внимание читателя заостряется на проблеме становления коммунистической партии, как руководящей, направляющей и карающей силы. Высказывается мысль, что пора от самоуправления бюрократов переходить к самоуправлению народа, народа, как законного хозяина своей страны.

Основные тезисы работы:

- Уже при Ленине РКП(б) избавилась не только от иных партий, но и от контроля со стороны масс: последнее обеспечила резолюция Х съезда о месте профсоюзов в государстве. Партия, призывавшая рабочий класс к революции лозунгом «Вся власть – народу!», лишив профсоюзы реального участия в управлении, фактически присвоила обещанное право. Эта резолюция поставила партию над народом.

- Вместе с тем, партия на Х съезде резолюцией о единстве в партии ликвидировала и контроль широкой массы членов партии над партийной верхушкой, что позволило партийной верхушке встать и над партией и над народом.

- Эти две резолюции в сочетании с системой тотального централизованного планирования производства и распределения неизбежно обусловливают создание культа руководителя вообще, вождя партии в особенности.

- Советский общественный строй, каким он сложился ещё при Сталине, уместнее назвать государственным капитализмом. Капиталом при системе, основанной на государственной собственности на средства производства, является власть и возможность ею распоряжаться.

- Партия должна решиться на главное – передать управление собственностью в руки рабочих коллективов, то есть государственную собственность сделать общественной. В противном случае общество вынуждено будет создать новую партию.

«Наше мнение (Материал для размышлений)»

Эпиграф к работе: «…хватит правительству внушать, что эта проблема не моего примитивного ума дело!» (Рассел Бейкер. - «За рубежом», №4, 1983)

В этой философской работе, законченной в декабре 1984 г., Анна Климова выступает одновременно как экономист, инженер и журналист, опираясь на свой богатый жизненный опыт и на исследования, которые проводились, как она отмечает, в течение 27 лет. Поднимает такой вопрос, как: почему при социализме существует неравенство? Как и во всех своих работах, Анна Григорьевна вновь предлагает обществу выход из создавшегося положения.

Основные тезисы:

- Система, возникшая на основе государственной собственности в Советском Союзе, представляет собой государственный капитализм. Власть в социалистическом обществе приобрела такое же значение, какое имеет собственность на средства производства в обществе буржуазном, а группа граждан-руководителей, профессионально осуществляющих власть на любом её уровне, приобрела значение господствующего класса, которому противостоит класс исполнителей-подчинённых.

- Под лозунгом реализации завоеваний социалистической революции вожди партии провели бюрократическую революцию. Пик её пришелся на 30-е годы, когда Сталин предоставил бюрократии все права и привилегии, ликвидировав и загнав в концлагеря с её помощью подавляющее большинство наиболее активных борцов за победу именно социалистической революции.

- Идея тотального планирования, господствовавшая в советской экономике, с порождаемыми ею последствиями противоречит самому феномену жизни и его главному закону, благодаря которому и существует жизнь на Земле (Климова А.Г. называет его Главным Законом Жизни):

1) каждая система живой природы управляется из единого Центра;

2) функции централизованного управления системы живой природы строго распределены по разным уровням и чётко разграничены между автономно действующими подсистемами;

3) на всех уровнях все подсистемы находятся в равноправных отношениях как между собой, так и с Центром управления Системой на основе абсолютно чётких, ориентированных на сохранение Жизни, обратных связей, обеспечивающих так называемое подвижное равновесие Системы.

Интересны приводимые в работе рассуждения Климовой об инакомыслии в обществе, чтобы уяснить её жизненную позицию. Всех инакомыслящих она делит на три категории:

Инакомыслящие-приспособленцы, которые выступают открыто лишь тогда, когда для них лично отрицание выгоднее утверждения.

Инакомыслящие-коллективисты, которые более трезво, чем руководители КПСС, оценивают достижения в создании нового общества и не считают коммунизм несбыточной мечтой, как это кажется приспособленцам. Открыто заявить о своей позиции, они считают, нет смысла, пока не будет найден ответ на вопрос: что делать? Работа идёт медленно, так как главный принцип – «Не навреди!»

Диссиденты, которые открыто заявляют о своём несогласии с официальной позицией, довольно чётко попадают в цель в области политических прав, в критической оценке руководства страной. Недостаток их позиции – стремление добиться устранения недостатков с помощью официальных буржуазных кругов, не пытаются разобраться в причинах существующего положения и ничего не предлагают взамен его.

Сама Анна Климова, как следует из её оценок, относит себя ко второй группе инакомыслящих.

«Путь к истине»

Повесть «Путь к истине», законченная в марте 1985 года, по содержанию автобиографична. Основной её смысл выражен в эпиграфе: «Не надо мне любви, не надо денег, не надо славы – дайте мне только истину» (Торо «Уолден, или жизнь в лесу»). Через повествование о судьбе Веры Павловны Анна Климова рассказала о своей судьбе.

Показательны для личностной характеристики Анны Климовой последние строки её повести:

«Я устала от переходов, смены занятий, привыканий ко всё новым и новым людям. Но мне необходимо разобраться до конца в механизме управления обществом, основанном на государственной собственности и в последствиях такого управления. Не понимая всего этого, нельзя жить. Общество – система сообщающихся сосудов. Если хотя бы один добудет крупицу истины, то поднимется уровень истины и в других. Я не верю в то, что, кроме меня, никто не пытается сделать то же самое, только другими методами. Вижу по печати: люди уже просыпаются и начинают думать самостоятельно.

Одно огорчает: пренебрежение родных. Правда, они не знают, ради чего я так перекорежила свою жизнь. Да если бы и знали… Всё равно я для них – сошедшая с лыжни… Но я рассчитывала, что они хотя бы сохранят прежнее уважение, каким я пользовалась у них в те времена, когда поднималась по социальной лестнице. Даже мать изменила своё отношение. Прав был Франц Кафка, когда писал своё «Превращение». Ах, как прав… Даже жутко… Таков человек. Однако свою дорогу я выбрала сама и по-прежнему считаю её единственно возможной для себя, несмотря ни на что.

Итак, снова – увольнение…»

Эти строки отражают психологическое состояние Анны Григорьевны в казанский период её жизни, перед перестройкой.

 

2.3.2.2. В городе Вятские Поляны. Газета «Глас».

 

С октября 1990 года по февраль 1991 года Анна Григорьевна была ответственным редактором, ответственным секретарём независимой газеты «Глас» города Вятские Поляны, учредителем которой являлся Вячеслав Германович Машкин. Учредитель занимался в основном организационными и финансовыми вопросами, иногда подключаясь к редактированию. Поэтому содержание и направленность газеты во многом зависели от Климовой А.Г. Для контакта с читателями использовался адрес, по которому она проживала в Вятских Полянах.

Газета «Глас» была в Кировской области первой ласточкой в том потоке информации, которая хлынет скоро на страницы периодических изданий после провозглашённой при М.С.Горбачёве политики гласности. Надежды читателей в связи с появлением новой газеты в городе ярко выразились в одном из опубликованных стихотворений:

 

Е. Загумённова

На рождение «Гласа»

Благословить, Господь, изволь

Пока негромкий этот голос.

Пусть в нём звучат и скорбь, и боль,

И лжи не будет ни на волос.

На жизнь его благослови,

Господь, чтоб длани сильных мира,

Что в чистой праведной крови,

На шее нового кумира

Привычной хваткой не сошлись, -

Пусть «Глас» звучит на пользу людям

И станет песней трудных буден,

И крепнет пусть, и рвётся ввысь.

25.10.90.

Одно перечисление рубрик в газете даёт представление о её подходе к освещению событий: «Разговоры-разговоры-разговоры», «Советы и народ», «Факты, проблемы, суждения», «В общественных организациях», «Опыт рабочего движения», «О проекте конституции», «Размышления о компартии», «Попытка сохранить монополию», «Резонанс», «Всё лучшее – детям».

Газета открыто обсуждала насущные проблемы экономики, политики и культуры, стремилась без прикрас и предвзятости отражать перестроечную жизнь. Но это не всегда удавалось, чему были причины как объективные, так и субъективные. Последний номер газеты появился в мае 1991 года.

 

2.3.2.3. Газета «Вятские Поляны: Документы, факты, комментарии»

 

Первый номер газеты «Вятские Поляны» вышел 5 апреля 1991 года.

На сей раз, учредителем и ответственным редактором газеты была Анна Климова. Ее газета действительно являлась независимой, так как издавалась без привлечения спонсорских денег, на личные сбережения Анны Григорьевны, не желавшей исполнять чьи-либо условия.

Газета раскупалась мгновенно. Тираж её менялся: от 500 до 2000 экземпляров. В каждом номере помещались статьи, где обсуждались проблемы перестройки. В них просматривается понимание того, что в масштабе нашей страны очень трудно осуществить переход от плановой экономики к рынку. Хотя отмечалось, что мелкое предпринимательство очень скоро будет «цвести пышным цветом».

Читая газету, мы видим размышления о компартии, о коммунистах. Мы можем прочесть оправдания бывших коммунистов, объясняющих причины своего ухода из партии, полемику с членами горкома КПСС.

В горячую страду предвыборной борьбы за президентское кресло в 1991 году, когда все СМИ участвовали в избирательном действе, газета Климовой не осталась в стороне, тоже посвятив ряд статей выборам. В газете «Вятские Поляны» среди претендентов на пост президента Б.Н. Ельцин был главной и всесторонне обсуждаемой фигурой. Ельцину в то время давали большой кредит доверия.

Говоря о содержании газеты, нельзя не сказать о третьей странице, неизменно посвященной закону Божьему. Беседы о церкви и о вере, о нетленных ценностях, просветляющих и делающих людей людьми, вел в газете настоятель Вятскополянского храма, отец Алексей Алексеевич Сухих, уже ранее упомянутый как близкий друг Анны Григорьевны.

Несмотря на то, что должны сменяться режимы, партии, политические системы, эта смена сама по себе не может дать для людей ничего хорошего до той поры, покуда сам человек не изменится к лучшему или не будет стараться измениться к лучшему, взяв законами для своей жизни – закон любви, всепрощения и надежды. Основным хранителем этих духовных ценностей Климова считала православную церковь, хотя сама была неверующим человеком.

В газете регулярно печатаются выписки из книг польского журналиста Яна Камычека по этикету под рубрикой «Вежливость на каждый день».

Анна Григорьевна Климова интересовалась историями человеческих судеб. Исследовательнице были особенно важны люди, беззаветно выполняющие свой гражданский долг. Ещё будучи литсотрудником «Учительской газеты», в январе 1968 года написала статью об учительнице иностранного языка Этели Исааковне Хейфец, работавшей в Вятских Полянах. Уроженка Ленинграда, она пренебрегла карьерой и устроенным бытом в городе, став незаменимым источником света и знаний в селах. 41 год Эттель Исааковна преподавала в сельских школах, из них 38 лет - в городе Вятские Поляны в средней школе №1. Эта женщина выбрала себе нелегкую жизнь, долгое время являясь единственной учительницей английского языка в Вятскополянском районе. В последующие десятилетия Э.И. Хейфец стала выдающимся человеком не только по масштабам маленького провинциального городка, но и всего вятско-уральского региона. Её знали все, кто имел отношение к преподаванию английского языка. Результатом педагогической деятельности стала для Этель Исааковны безграничная любовь учеников, все они выросли достойными людьми. Анна Климова пишет, что «учитель по призванию, учитель от Бога, Этель Исааковна Хейфец своим примером доказала, что настоящий учительский труд уважаем и почётен». По шовинистическим причинам статья не была принята к публикации в «Учительской газете». После смерти Э.И. Хейфец летом 1991 года А.Г. Климова отдаёт последнюю дань памяти замечательной учительнице, поместив свою статью о ней в газете «Вятские Поляны».

А. Климову всегда волновали проблемы сельского хозяйства, терпящего колоссальные убытки. Россия имеет аграрную историю, и земля не раз помогала народу выжить. Анна Григорьевна считала, что после перестройки крестьяне остались не у дел. Поэтому вопросы о многострадальных крестьянах и земле не раз поднимались в её газете.

В газете также был словарь актуальных определений 1991 года. В нем сначала дается определение слова по энциклопедическому или какому-либо другому словарю, а затем слово применено к ситуации 1991 года. В словаре помещены такие слова, как забастовка, митинг, предпринимательство, которые на тот момент были новыми и непонятными.

Немало статей в газете «Вятские Поляны» посвящено товародефициту, как явлению, толкающему людей на преступления, разлагающему и разобщающему общество. Анна Климова считала, что товародефицит является следствием бездарного управления экономикой страны, обладающей огромными, но нераскрытыми возможностями.

Итак, углубляясь в содержание газеты, видим, что главное место в ней отведено политической сфере. Появившись в противоречивое время смены ориентиров, газета с первого номера начала знакомить читателей с делами и позицией политических лидеров государства, а также людей, занимающих высокие посты в городе Вятские Поляны.

Тема доверия руководству, просматривающаяся в газете, актуальна и в наши дни.

Во многом из-за содержащихся в газете «Вятские Поляны» резких и нетрадиционных высказываний об «отцах города» век газеты Анны Григорьевны был так недолог. Не долог, но продуктивен, огонь истины горел не продолжительно, но ярко. Во время издания газеты свободы, провозглашенные перестройкой, ещё не имели силы. Издание газеты было убыточным делом, это отмечала сама Климова в одном из номеров. Трудности усилились, когда в 8-м номере была помещена критическая статья о руководстве Вятскополянского машиностроительного завода, играющего ключевую роль в судьбе города.

А.Г. Климова, принимаясь за газету, уже находилась на пенсии, то есть у нее был накоплен большой жизненный опыт. Свое мировоззрение она переносила на газетные полосы, где можно было наблюдать немало критики, но, что характерно, Анна Григорьевна всегда предлагала пути решения проблемы, и, отрицая бездействие, пыталась заставить людей задуматься над ситуацией, хотела расшевелить общественность к принятию более активного участия в жизни страны и города. Последний 16-й номер газеты «Вятские Поляны» датирован 4 марта 1992 года.

 

3. Заключение.

 

Мы попытались объяснить позицию Климовой Анны Григорьевны в некоторых областях её исследований, опираясь на факты биографии, особенности исторической обстановки в стране. Многие из её выводов актуальны и сейчас.

Климова посвятила много лет изучению самого кровавого последствия тоталитаризма – репрессиям, пыталась разобраться в сущности политической системы советского общества, выявить законы её функционирования, найти пути преодоления скопившихся за период с 1917 года экономических, политических и социальных проблем. Как она писала, «делала это, прежде всего, для себя, так как сочла невозможным жить, не объяснив себе существующих противоречий, не определив по отношению к ним свою позицию»[3]. Сопоставляя многие её выводы с аналогичными, которые были опубликованы в печати другими исследователями, можно видеть, что Анна Климова часто опережала общественную мысль, её мысли не совпадали с официальной точкой зрения. Мировоззренческий конфликт с существующей системой неизбежно влиял на обстоятельства её личной жизни, вызывал жизненные неурядицы.

Через работы, распространявшиеся в самиздате, через газету «Вятские Поляны» она отображала все свои чаяния и взгляды, пытаясь пробудить общественность ото сна.

Возможности дальнейшего изучения наследия А.Г. Климовой велики, постигать ее труды необходимо и далее. Архив Анны Григорьевны нами разобран не до конца. Осталась не систематизированной её переписка (более 100 писем), картотека исследователя. Ждёт своего исследователя также фонд А.Г. Климовой в Государственном архиве Кировской области (ГАКО).

4. Список источников

 

  1. А. Климова. Варфоломеевская ночь, продолжавшаяся пять лет (Хронологические заметки по отечественной истории). Рукопись. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  2. А. Климова. Причины и следствия (Очерки из истории КПСС). Рукопись. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  3. А. Климова. Наше мнение (Материал для размышлений). Рукопись. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  4. А. Климова. Путь к истине. Рукопись. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  5. Дневник Анны Климовой. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  6. А. Климова. Агитаторы, где вы? / «Рабочая трибуна» (многотиражка Вятскополянского МСЗ «Молот»), № 37, 14 мая 1963 г. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  7. А. Климов (г. Рязань). Вкус к педагогике. / «Учительская газета», 20 июня 1967 г. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  8. А. Климова (г. Алма-Ата). За строками тезисов. / «Учительская газета», 5 октября 1967 г. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  9. Независимая газета «Глас» № 1-5, 1990-1991 г.г. // Вятскополянская центральная районная библиотека
  10. Газета «Вятские Поляны: Документы, факты, комментарии» № 1-14, 1991 г. // Вятскополянская центральная районная библиотека
  11. Похвальная грамота «За отличные успехи и примерное поведение», выданная Климовой Анне в Кизнерской начальной ж.д. школе № 24, от 28.05.41 г. // семейный архив Климовых
  12. Табель успеваемости Климовой Анны, ученицы 4а класса Кизнерской начальной ж.д. школы № 24. // семейный архив Климовых
  13. Аттестат зрелости А.Г. Климовой. Копия. // семейный архив Климовых
  14. Выписка из приказа №99 от 29.09.48 по Свердловскому горному институту им. В.В. Вахрушева об отчислении студентки гр. ГЭМ-11 Климовой А.Г. // семейный архив Климовых
  15. Письмо декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова о возможности приёма Климовой А.Г. // семейный архив Климовых
  16. Почётная грамота Рязанского городского отделения Общества советско-вьетнамской дружбы, выданная Климовой А.Г. 25.04.68 г. // семейный архив Климовых
  17. Личный листок по учёту кадров на Климову А.Г. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  18. Автобиография Климовой А.Г. от 17.04.85 г. // Архив протоиерея Алексия Сухих
  19. Переписка Климовой А.Г. // Архив протоиерея Алексия Сухих

5. Приложения

Переписка А.Г. Климовой с С.Ю. Андреевым

 

11.05.1988 г.

Уважаемый тов. Андреев!

Статью «Причины и следствия» Вы сделали блестяще. Она стала бестселлером даже в наших «смирных» краях. С идеей класса бюрократии полностью согласна. Правда, я применяю другие критерии. Ещё в 1984 году изложила свою позицию в рукописи «Наше мнение». Однако к публикации нигде её не предлагала. Сначала потому, что нигде бы её не взяли; после 1985 года потому, что общество могло уже обойтись без неё, так как публикации пошли потоком.

К тому же я для всех органов печати – «кот в мешке», хотя до 1970 года работала в печати. Последнее место работы – «Учительская газета». В 1970 г. МГК исключил меня из партии за «убеждения, не соответствующие пребыванию в членах партии». Пришлось начинать жизнь с нуля. Все связи с миром печати прервались. Зарабатывала на хлеб в сфере производства. Основным занятием стало – всестороннее изучение нашей системы как теоретически, так и на собственной шкуре.

Сейчас, конечно, иное время, но место партии и генсека в обществе остаётся прежним – следовательно, всё, что происходит, в любой момент может быть по желанию генсека прервано.

Но это всё предисловие. Пишу-то Вам я вот почему. Мне хотелось бы знать, не доводилось ли Вам читать в самиздате рукопись «Причины и следствия. (Очерки из истории КПСС)»? Мною она была написана в 1970-75 годах. Мне говорили, что её видели в Ленинграде в те годы, когда, судя по публикации в «Изв[естиях]» за 30 апреля 1988 г. Вы там заканчивали университет и начинали учёбу в аспирантуре. Плагиата в Вашей работе нет абсолютно, но совпадают идея, позиция, принцип исследования. Вот это меня и заинтересовало. Ответ Ваш мне нужен для другой темы: сейчас пытаюсь разобраться, как вызревала в обществе идея кардинальных изменений, в частности, путешествие идеи в связи с этим. Пытаюсь сделать ещё одну рукопись, если удастся.

Короче говоря, если Вам доводилось встречаться с моей рукописью, то не откажите в просьбе – черкните три строки: где, когда, оставила ли какой след в сознании. Если не доводилось, то достаточно одной строки.

В каких-либо иных целях моё письмо прошу не использовать.

Чтобы максимально сократить Ваше время на ответ, высылаю заготовленную почтовую карточку.

От души желаю Вам успехов в исследовании системы и в публикациях результатов. Очень рада за Вас.

Будьте здоровы. - А. Климова

 

28.06.1988 г.

Уважаемая Анна Григорьевна!

Рукопись Вашу я, к сожалению, не читал, - но может быть, Вы меня с ней познакомите?

Если это представляет для Вас интерес, то развитие «Причин и следствий», опубликованных в «Урале» №1, в кратком виде должно появиться в «Литературной России» за 24 июня 1988 года. Надеюсь, из плана газеты эта статья не выпадет.

Крайне любопытен методологический подход, который Вы применяете в исследованиях.

Извините за задержку с ответом, но через Свердловск, Тюмень, Ленинград Ваше письмо нашло меня в Геленджике. Надеюсь на контакт, если это не мешает Вашим планам.

Всего Вам доброго, - С. Андреев.

 

5.09.1988 г.

Уважаемый Сергей Юрьевич! (Правильно ли Ваше отчество расшифровала?)

Благодарю за ответ. Вашу статью «Новые проблемы – новые решения» прочитала. Повторяю, полностью согласна, что сформировался новый класс. Но считаю, что парторганы не «в зависимости от хозяйственной власти», «как и Советы народных депутатов», а и парторганы, и Советы составляют его костяк. А поскольку вся политическая жизнь под жёстким контролем парторганов, то, конечно, общество не смогло создать «адекватную организационную структуру, которая взяла бы на себя расформирование производственного управления как класса». Попытки создать такие «структуры» были, но даже малейшие из них наказывались в уголовном порядке. Вы смягчаете этот вопрос. Ради публикации или действительно так считаете?

Да, с альтернативой согласна: или военная диктатура, или уничтожение класса в политическом смысле. К сожалению, этот вопрос пока не решён. Всё очень зыбко.

Судьба кооператоров целиком зависит от судьбы «класса производственно-управленческого аппарата». Пока они представляют из себя гадкого утёнка.

Вы считаете, что эксплуатация возникнет «путём вмешательства в сферу распределения». Считаю, что она давно возникла, но не только в сфере распределения, а везде, где есть возможность употребить власть, поскольку при государственной собственности капиталом становится власть, так сказать, появляется собственность на власть, а не на имущество. Подробно – в работе «Наше мнение».

Абсолютно согласна с тем, что нужна теория. Она уже давно нужна. Причём, на мой взгляд, нужно переосмыслить всё заново, даже саму теорию Маркса, с учётом послемарксовского исторического опыта. Переосмыслить все коренные понятия с позиции системного анализа, с учётом фундаментальной научной информации в мировом масштабе.

По поводу кадров. Это было бы хорошо, если бы Вам удалось найти «молодых, не боящихся принципиальных новаций». Однако, возможно, я ошибаюсь, но людей, способных широко охватить проблему управления обществом, то есть именно так, как требуется, чтобы видеть движение классов и при этом мыслить самостоятельно, их ведь вообще бывает мало.

Всё это я к тому говорю, что такую «школу» сложно создать. В начале 70-х я пыталась втолковать подобную идею одному известному философу. Он мне показался из всех тогдашних мыслящих самым подходящим (судила по его книгам). Ничего не вышло. Возможно, он меня принял за провокатора. Возможно, он спешил делать карьеру (вскоре он защитил докторскую, стал заведовать кафедрой в АОН). В общем, получился разговор глухого со слепым. Я ему: «Нужно создать группу учёных… Проанализировать… Подвести итоги… Создать позитивную программу…». А он, испуганно тараща на меня глаз: «Мне ещё 500 ленинских цитат нужно выверить… У меня нервное истощение…». Это был потрясающий диалог. «500 цитат» меня убили. Ну а что делать? Человек умный, но уже зациклился на карьере и на узкой теме. И его ничем не прошибёшь. Результат? Каждый что-то такое делал в одиночку. Пришло время – нет никакой реальной программы.

А у Вас другие возможности: Вы – «на плаву», встречаетесь с людьми, даже можете публиковаться в какой-то степени. Можете подобрать группу людей (если найдёте!), которые будут готовы работать, несмотря на синяки и шишки. Это было бы великолепно. Но возлагать надежду на то, что такая «школа» будет создана официально, по-моему, нет оснований. Партийная верхушка не заинтересована. И не будет заинтересована, пока партия занимает надзаконное и надвластное положение, то есть не впереди общества, а над ним. Вот если бы она спустилась вниз, тогда ей очень понадобились бы истинные учёные и результаты их труда.

Так что, если Вы создадите такую «школу», - она будет. Не создадите – не будет. Возлагать надежды – бесполезно. Необходимость её понимают очень немногие. Пока дана возможность говорить, нужно бы собирать силы, нужно разработать программу работы этих сил, нужно где-то собирать их для обсуждения проблем и написанного.

Те, кто готовил перестройку, сейчас бросились на освещение «белых пятен», на выяснение, кто «пахал» при Брежневе, а кто его ложку облизывал. Их можно понять, но всего этого мало. Конечно же, главное сейчас – подведя итоги прошлого, выдавать позитивную программу. Однако для этого требуется разносторонняя теоретическая подготовка, практический опыт и здравый смысл. Есть ли такие среди молодых на примете? Нужны ведь не крикуны, а исследователи. Первых сейчас тьма, вторых единицы. Буду рада, если у Вас что-то получится.

А как партию спустить вниз? На мой взгляд, одновременно с переводом всего народного хозяйства на самоуправление и самофинансирование необходимо её из чрезвычайного –надзаконного и надвластного – положения, оправданного в первый год после захвата власти, перевести в положение партии, правящей, как и подобает в цивилизованной стране, с помощью законодательных инициатив и делового авторитета своих членов.

Это можно осуществить, если в Верховном Совете СССР создать две палаты – 1) партийных представителей; 2) народных представителей. Через свою палату партия должна проявлять законодательную инициативу. При этом законопроекты должны становиться законами только после того, как будут приняты большинством депутатов обеих палат при раздельном голосовании. Свои же постановления партия должна принимать только для внутрипартийного использования, при этом, однако, не засекречивая их – ведь партия уже давно вышла из подполья, а скрывать от собственного народа свои планы, дела и намерения безнравственно и опасно для самой партии.

Лидер партии – непременный председатель партийной палаты. Однако он необязательно должен быть президентом страны. Президента необходимо избирать на прямых альтернативных выборах при участии всего народа; лидера же партии – на прямых альтернативных выборах при участии всех членов партии.

Отсюда вытекает: партаппарат должен быть предназначен только для внутрипартийных нужд; кадровыми назначениями и перемещениями партийные комитеты должны заниматься только в границах партийных должностей.

Мне кажется, именно такое положение партии позволило бы решить те вопросы, которые Вы поднимаете в статье.

Однако, судя по всему, партия не собирается ничего менять. Совмещение должностей секретаря и председателя проблемы не решит.

Статья «Новые проблемы – новые решения» прошла, к сожалению, у нас незамеченной. Но не огорчайтесь. Массы ещё не готовы к осмыслению таких проблем. Класс – это поняли. Потому что Вы очень чётко сформулировали то, что они чувствовали, но выразить не могли. Вы это сделали за них и преподнесли готовенькое. А вот до самостоятельного осмысления «что делать» они ещё не дошли.

Высылаю свои рукописи. Может быть, пригодятся, может быть, натолкнут на какие-то идеи.

Всего доброго. Успехов Вам.

А. Климова

 

Уважаемая Анна Григорьевна!

С большим вниманием прочёл Ваше письмо и обе статьи. В большом числе выводов Вы, безусловно, правы, где-то подменяете анализ эмоциями, где-то Ваша страстность совсем не подтверждена аргументами. Смелость многих выводов (с учётом 1983 года) внушает уважение. Самый главный – это: марксизм нужно развивать и в теории, и на практике. Полностью согласен!

В «Смене» в ноябре (очевидно) появится моя статья «Экономический кризис и его политические последствия»; в «Неве» №1/89 г. – «Структура власти и задачи общества». Речь идёт уже не о развенчании культов, а о конструктивной программе, которая ограничивала бы возможности диктатуры и создавала бы условия для вызревания новой политической конструкции: в рамках социализма, идущего по пути демократизации. Вам, очевидно, будет интересно всё это прочесть – там много сходного с Вашими мыслями, но применительно к сегодняшней ситуации.

Высылаю Вам тексты назад, поскольку после того, как выступлю по телевидению и в печати с требованием контроля по отношению к КПСС со стороны народа – ни в чём уверен быть не могу. Впрочем, нам не нужны мёртвые герои, нам нужна победа: этот лозунг я для себя отчётливо нарисовал.

Взгляните в «Урал» №1/89 г., там вроде бы тоже должна идти статья по вопросу об органе прессы для общественных организаций.

Считаю, что общее дело нужно и делать сообща. Поэтому буду держать Вас в поле зрения – если не возражаете.

Большая просьба: уничтожьте это письмо, Вам ни к чему ещё большие неприятности, чем у Вас, очевидно, были.

Всех Вам благ, с уважением – С. Андреев

P.S. Кажется, одна из TV-передач с моим участием будет 26 октября по молодёжной программе.

 

Hosted by uCoz